Cоциальный педагог

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

«О ПРАВАХ РЕБЕНКА»


В 1923 году в Женеве Лига Наций приняла предложенную Международным союзом спасения детей Декларацию прав ре­бенка. Это был первый международный правовой документ по охране прав и интересов детей.

В Декларации впервые подчеркивалось, что забота о детях и их защита не являются больше исключительной обязаннос­тью семьи и даже отдельного государства. Все человечество должно заботиться о защите прав детей.

Несмотря на значительность этого события, окончательно система защиты прав ребенка как составная часть защиты прав человека сложилась гораздо позже, т.е. только после провоз­глашения Организацией Объединенных Наций принципа ува­жения прав человека.

Необходимость разработки мер по охране прав ребенка, в силу его физической и умственной незрелости, потребовала выделения международной защиты прав детей в особое направ­ление. Так был создан Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), кото­рый осуществляет международную защиту прав ребенка по нескольким направлениям:

—разработка деклараций, резолюций, конвенций с целью подготовки международных стандартов в области прав ре­бенка;

—создание специального контрольного органа по защите прав ребенка;

—содействие приведению национального законодательства в соответствие с международными обязательствами;

—оказание международной помощи через Детский фонд ООН.

Наиболее результативной является нормотворческая дея­тельность ЮНИСЕФ по защите прав ребенка. К основным меж­дународным документам, касающимся прав детей, относятся:

—Декларация прав ребенка (1959);

—Конвенция ООН о правах ребенка (1989);

— Всемирная декларация об обеспечении выживания, за­щиты и развития детей (1990).

 

Декларация прав ребенка является первым международ­ным документом, в котором родители, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства призываются к признанию и соблюдению прав детей путем законодательных и других мер.

В десяти принципах, изложенных в Декларации, провоз­глашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понима­ние, материальное обеспечение, социальную защиту и пре­доставление возможности получать образование и развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях сво­боды и достоинства.

Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. В ней указывается, что ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.

Декларация явилась смысловой основой для нового важ­нейшего международного документа — Конвенции о правах ребенка.

Принятие Конвенции стало значительным событием в обла­сти защиты прав детей. В Конвенции впервые ребенок рассмат­ривается не только как объект, требующий специальной защи­ты, но и как субъект права, которому предоставлен весь спектр прав человека.

Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и пяти­десяти четырех статей, детализирующих индивидуальные пра­ва каждого человека в возрасте до восемнадцати лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупот­реблений.

Конвенция признает за каждым ребенком, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения, юридическое право на:

—воспитание;

—развитие;

—защиту;

—активное участие в жизни общества.

Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанно­стями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его  настоящее и будущее.

Основные, естественные права ребенка в Конвенции, по сути, повторяют основные права взрослого по Всеобщей декла­рации прав человека. Так, государства-участники уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии (ст. 14, п. 1); ребенок имеет право свободно выражать свое мнение: это право включает свободу искать, получать и передавать инфор­мацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме (ст. 13, п. 1); государства-уча­стники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нрав­ственного и социального развития (ст. 27, п. 1).

Часть положений Конвенции о правах ребенка более специ­фична. Так, государства-участники принимают все необходи­мые законодательные, административные, социальные и просветительские меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного и грубо­го обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупот­ребление со стороны родителей, законных опекунов или любо­го другого лица, заботящегося о ребенке (ст. 19, п. 1); призна­ют право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях (ст. 31, п. 1); признают пра­во ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опас­ность для его здоровья или служить препятствием в получе­нии им образования либо наносить ущерб его здоровью и фи­зическому, умственному, духовному, моральному и социаль­ному развитию (ст. 32, п. 1).

В Конвенции отмечается, что родители и другие лица, вос­питывающие ребенка, несут основную ответственность за обес­печение в пределах своих способностей и финансовых возмож­ностей условий жизни, необходимых для развития ребенка (ст. 27, п. 2).

Отдельно хотелось бы отметить выдвигаемые Конвенцией требования к образовательным процессам. Так, в статье 29 от­мечается, что образование ребенка должно быть направлено на:

а) развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;

б) воспитание уважения к правам человека и основным сво­бодам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединенных Наций;

в) воспитание уважения к родителям ребенка, его культур­ной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, стра­ны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;

г) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равнопра­вия мужчин и женщин и дружбы между всеми народа­ми, этническими, национальными и религиозными груп­пами, а также лицами из числа коренного населения;

д) воспитание уважения к окружающей природе.

И наконец, согласно Конвенции, все государственные струк­туры, в том числе учебно-воспитательные, обязаны широко информировать как взрослых, так и детей о принципах и по­ложениях Конвенции (ст. 42).

Конвенция о правах ребенка признана во всем мире доку­ментом международного права и является образцом высокого социально-нравственного и педагогического значения.

Значение этого международного документа состоит ещё и в том, что впервые в рамках Конвенции был создан международ­ный механизм контроля — Комитет по правам ребенка, кото­рый уполномочен раз в пять лет рассматривать доклады госу­дарств о принятых ими мерах по осуществлению положений Конвенции.

 

(По материалам пособия Т.Н. Дороновой, соавт.: «Защита прав и достоинства маленького ребенка». М.: Школьная пресса, 2002.)

 

Разработан:www.SmIT67.ru